АДМИНИСТРАЦИЯ МО "КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН" РБ
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН" РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Чем система «Честный знак» полезна потребителю?

Чем система «Честный знак» полезна потребителю?.



«Честный знак» — национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости
товаров. Это масштабная система идентификации товаров, позволяющая отслеживать путь
от изготовителя или импортера до конечного пользователя. Основная задача системы -
повысить уровень безопасности граждан, существенно снизить количество контрафактной
продукции и некачественных аналогов. Цифровой код гарантирует подлинность и качество
товара.
Маркировка внедряется постепенно, начато внедрение в 2017 году и в дальнейшем должна
охватить все категории продовольственных и непродовольственных товаров. В настоящее
время требование распространяется на молочную продукцию, упакованную воду, одежду (в
том числе из меха и кожи), обувь, парфюмерную продукцию, табачные изделия, лекарства,
фотоаппараты, автопокрышки и шины. В рамках эксперимента к этим товарам добавили
пиво и пивные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), антисептики,
велосипеды и кресла-коляски.
Каждый товар проходит несколько этапов маркировки:
- уполномоченный государством оператор Центр развития перспективных технологий
присваивает каждому товару уникальный код (Data Matrix или другой тип маркировки),
чтобы производитель или импортер разместил его на упаковке товара;
- производитель (импортер) наносит цифровой код на товар и вносит эти единицы товара в
базу данных;
- в магазине сканируют код товара и размещают его на полке;
- товар продали на кассе - в системе «код вышел из оборота»;
Таким образом, система маркировки фиксирует переход товара по всей логистической
цепи, включая проверку кода в магазине при размещении товара на полке, что исключает
возможность допуска в продажу подделки.
Несомненное удобство для потребителей от «Честного знака» это возможность
самостоятельной проверки истории каждого продукта и товара. Всё что нужно - это скачать
приложение и отсканировать код. В случае если с товаром что-то не так, в карточке будет
отражен красный статус сканирования. Даже в случае положительного результата, зеленого
статуса, стоит сверить описание, и в случае несовпадения рекомендуется сообщить о
нарушении. Все сообщения о нарушениях, отправленные в приложении, направляются в
контрольно-надзорные органы.
Роспотребнадзор наделен полномочиями по контролю за соблюдением продавцами и
владельцами агрегаторов обязательных требований к маркировке товаров. В случае
выявления отсутствии маркировки, к предпринимателям применяются меры
профилактического характера, а при повторном обнаружении аналогичных отклонений -
подаётся иск в суд в защиту неопределённого круга потребителей.
Также, несмотря на запрет на проведение основной части контрольно-надзорных
мероприятий, Роспотребнадзором могут быть проведены проверки в отношении
предпринимателей по вопросам соблюдения требований к маркировке товаров

средствами идентификации и передаче информации в государственную информационную
систему «Честный знак», в случае выявления индикаторов риска нарушения обязательных
требований.
Можно ли обменять подарочный сертификат на деньги?
Подарочный сертификат или карта не являются товаром, а представляет собой аванс
будущей оплаты товара, работы или услуги. В статье 421 Гражданского кодекса РФ
установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключение договора, в
связи с этим потребитель имеет право отказаться от покупки, а также потребовать
возврата уплаченного аванса.
Поэтому, если получателю сертификата не удалось им воспользоваться, например,
нужного товара не оказалось в магазине, он вправе вернуть сертификат в магазин, а
взамен получить денежные средства в сумме, равной его номиналу.
Также, если потребителем был приобретен товар на сумму меньшую той, что составляет
номинал сертификата, потребитель может потребовать выдать ему остаток.
Для этого необходимо направить в адрес магазина письменную претензию с
требованием вернуть все денежные средства, потраченные на сертификат, или часть
суммы, которая осталась после покупки товара (услуги).
В соответствии со статьей 23.1 Закона РФ О защите прав потребителей номинал
сертификата или остаток не потраченной суммы должен быть возвращен в течение 10
календарных дней после написания заявления. При этом отсутствие чека,
подтверждающего факт приобретения подарочного сертификата, по закону не является
основанием для отказа в возврате денег. В случае отказа потребитель может обратиться
в магазин с письменной претензией, а затем в суд с требованием о возврате денежных
средств или суммы, которая осталась после покупки товара (услуги).
Особенности предъявления требований в отношении недостатков товара
Приобретая те или иные товары, потребитель не застрахован от покупки
некачественной продукции. Что делать?
В случае обнаружения недостатков в товаре, если они не были оговорены продавцом,
согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель по своему
выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с
соответствующим перерасчетом цены; потребовать соразмерного уменьшения цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков или
возмещения расходов на их исправление; отказаться от исполнения договора купли-
продажи и потребовать возврата уплаченной суммы.
При этом существует ряд особенностей предъявления указанных требований.
Если недостаток обнаружен в технически сложном товаре, потребитель вправе
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной
за такой товар суммы, либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки
(модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с

соответствующим перерасчетом цены, только в течение 15 дней со дня передачи
потребителю товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат
удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного
недостатка товара; нарушение установленных законом сроков устранения недостатков
товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного
срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения
его различных недостатков.
Потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 Закона требования к
продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение
гарантийного срока или срока годности. В случае если на товар такие сроки не
установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки
товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их
потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
В случае обнаружения недостатков в товаре, потребитель вправе обратиться к
продавцу с претензией. Письменная претензия фактически доказывает тот факт, что вы
действительно обращались к продавцу, и при наличии спора будет иметь значение при
рассмотрении гражданского дела судом. Претензию необходимо составлять в двух
экземплярах.
Сроки рассмотрения претензий зависят от вида заявленных требований. Если вы
обратились к продавцу с требованием о возврате денежных средств, оно должно быть
рассмотрено в течение десяти дней и дан ответ о результатах рассмотрения. Требование
о замене подлежит удовлетворению в течение семи дней со дня его предъявления, а при
необходимости дополнительной проверки качества - в течение двадцати дней.
Указанные в законе правила не распространяются на продавцов, которыми являются
физические лица, не зарегистрированные в качества индивидуальных
предпринимателей, юридических лиц, поэтому всегда следует заботиться о получении
информации о продавце, наименовании организации, ИНН и иных сведений.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике