посвящается 100-летию образования Республики Бурятия и Году педагога и наставника в Российской Федерации.
Цель проекта:
- создание целостного пространства всестороннего развития личности обучающихся через интеграцию обучающих и воспитательных задач школы на основе изучения памятников устного народного творчества на примере эпоса «Абай Гэсэр».
Задачи проекта:
- обновление содержания работы школы по культурно – историческому и патриотическому воспитанию обучающихся через введение новых форм;
- использование культурного наследия в образовательной работе с обучающимися для полноценного развития современного человека, становления его личности, приобщения к истории и культуре родного края;
- создание условий для реализации творческого потенциала и развития индивидуальности школьников путём приобщения их к культурным традициям;
- развитие у воспитанников коммуникативной культуры, создание условий для их социализации.
Актуальность проекта. Президентом России Владимиром Путиным в традиционном послании к Федеральному Собранию от 20.02.2019 года и 21.02.2023 г. затронуты вопросы, которые относятся к ближайшим задачам и перспективам отечественного образования. В частности Президент отметил: «Запрос на насыщенную культурную жизнь очень большой, прежде всего в регионах, на местах… Я предлагаю существенно расширить поддержку местных культурных инициатив – проектов, связанных с краеведением, народным творчеством, сохранением исторического наследия народов нашей страны…»
В современных условиях модернизации российского образования ключевая роль отводится духовно-нравственному развитию и воспитанию гражданина России. Известно, что моральные качества человека, его думы и чаяния особенно ярко проявляются в жанрах устного народного творчества, в фольклоре; художественное слово организует духовную жизнь человека, формирует его внутреннюю культуру. За многовековую историю у бурятского народа сложился богатейший фольклор - улигеры, сказки, легенды, предания, родословные. А венчает его героический эпос «Гэсэр», который является уникальным памятником духовной культуры нашего народа.
Особенностью эпоса является воспевание воинской героической этики и эстетики, духовной силы и патриотизма народа, что на сегодня наиболее актуально. В «Гэсэре» четко выражены такие ценности, как жизнь, Родина, патриотизм, воля, человечность, страдание, предвидение, созидательный труд, художественное слово, сплочение. Таким образом, бурятский героический эпос способен стать основой духовно-нравственного воспитания, эталоном отношения к Родине, человеку. «Гэсэр» способствует формированию морально-этической, духовно-нравственной, личностно-ориентированной ценности.
Героический эпос «Гэсэр» как фактор духовно-нравственного развития и воспитания личности рассматривается нами в следующих аспектах: патриотическом, этнопедагогическом, этноэкологическом, историческом, социокультурном и т.д.
В содержании Гэсэра сопряжен весь арсенал средств, методов и приемов народного воспитания. В нем можно найти такие моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, другие этические категории, как истоки высокой нравственности. Ответственность - чувство долга, обязательность, надежность, порядочность, чувство собственного достоинства: честь, определяющая понимание дозволенного и недозволенного человеку согласно моральным нормам и принципам: бережное отношение к природе, любовь к земле, родине:
ВЫВОД: Таким образом, Бурятский эпос «Гэсэр» как ресурс сохранения духовно-нравственной самобытности народа, способствует выработке устойчивой системы воспитания, развития и обучения, которая окажет положительное влияние на развитие современного общества в условиях глобализации и межкультурной интеграции. Тем самым формулируются этнокультурная компетентность, гражданская идентичность, основанные на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных, внеурочных занятиях, ориентированных на участие обучающихся в учебно-воспитательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде.
Реализация проекта:
Подготовительный этап ноябрь – декабрь 2022 г.:
-
- «Гэсэрэй уншалганууд» (учительский челлендж)
- Классные часы «Изучаем эпос «Гэсэр»
Основной этап январь-март 2023 г.:
- Творческая мастерская «Гэсэрэй баатарнууд» (презентация сайта о героях СВО, ВОВ) Отв.: Жимбеева О.Ц., Цыденов Д.Д.
- Творческая мастерская «Иллюстрации эпоса» (конкурсы рисунков, плакатов) Отв.: Жанчикова С.Ц., Хардаева М.Ц.
- Творческая мастерская «Угалза» (выставка работ кружка «Креативное рукоделие») Отв.: Цыденова И.В., Жанчикова С.Ц.
- Творческая мастерская по 3D моделированию «Буряад юртэмсэ» (демонстрация 3D моделей) Отв.: Гунзынов Г.Д., Дашиева Д.Р., Терехина Д.С.
- Творческая мастерская «Гэсэрэй зургэнууд» (инсценировка «Дуhалхан») Отв.: Дампилова В.Б., Шойдокова Д.Д., Ангахаева Д.Д.
- Творческая мастерская «Этнопедагогика» (Арадай наадан) Отв.: Дамбаева Г.Ц., Лубсанова Ц.Ц., Цыреторова С.Б.
- Творческая мастерская «Эрын гурбан наадан» (демонстрация спортивных достижений учеников, видеоролик) Отв.: Цыденов Э.В., Дармаев Е.Б., Сивак С.В.
Заключительный этап Публичный запуск и защита проекта 21.03.2023 г.
- Презентация творческих мастерских, сетевая игра «Абай Гэсэр». Отв.: Цыренова Г.Р., Шойдокова Д.Д.
- Информационное сопровождение пресс-центра «Сонин» Отв.: Будаева У.Ш., Базарханова С.С.
- Республиканский информационный канал «Буряад ФМ» (репортаж о событиях дня) Отв.: Цыренова Г.Р.
Транслирование опыта март-май 2023 г.: Вовлечение ОУ Кижингинского района в сетевой проект «Земля Гэсэра»
План демонстрации площадки
МБОУ «Кижингинский лицей имени В.С.Мункина»
Республиканской выездной экспедиции, посвященной 100-летию Республики Бурятия, Министерства образования РБ и году Учителя и Наставника
№ |
Форма проведения |
Мероприятия |
Содержание |
Ответственные |
тьюторы (учащиеся) |
1. |
презентация |
т.м. «Гэсэрэй баатарнууд» |
сайт о героях СВО и ВОВ |
Цыденов Д.Д., Жимбеева О.Ц. |
Давыдова Анна, 11 кл. |
2. |
выставка |
т.м. «Иллюстрации эпоса «Абай Гэсэр» |
рисунки по содержанию эпоса |
Жанчикова С.Ц., Хардаева М.Ц. |
Галданова Александра, Нурмаматов Байастан 6 кл. |
3. |
мастер-класс |
т.м. «Угалза» |
творческие работы кружка «Креативное рукоделие», Точка роста |
Жанчикова С.Ц., Цыденова И.В. |
Цыденова Номина, 8кл. Цыденжапова Алина 11 кл. |
4. |
мастер-класс |
т.м. по 3D моделированию «Буряад юртэмсэ» |
демонстрация 3D моделей на бурятском, русском и английском языках, Точка роста |
Гунзынов Г.Д., Дашиева Д.Р., Терехина Д.С. |
Рампилова Сэлмэг 11 кл. |
5. |
видеопрезентация, инсценировка |
т.м. «Гэсэрэй зургэнууд» |
этноэкология по эпосу «Абай Гэсэр», путешествие Капельки по реке Кижинге до озера Байкал, инсценировка «Дуhалхан» |
Дампилова В.Б., Шойдокова Д.Д., Ангахаева Д.Д. |
Цыренова Адиса 8 кл. |
6. |
мастер-класс |
т.м. «Буряад наадан» |
народные игры |
Дамбаева Г.Ц., Лубсанова Ц.Ц., Цыреторова С.Б. |
Цыбенов Баир 4 кл. |
7. |
видеоролик |
т.м. «Эрын гурбан наадан» |
демонстрация спортивных достижений учащихся |
Цыденов Э.В., Дармаев Е.Б., Сивак С.В. |
Мункоева Лилия 8 кл. |
8. |
сетевая игра |
«Абай Гэсэр» |
игра с привлечением участников фестиваля |
Цыренова Г.Р., Шойдокова Д.Д. |
Цырендоржиев Булат, 10 кл. Жалсанова Бэлигма 9 кл. |
9. |
выпуск школьной экспресс-газеты |
Информационное сопровождение пресс-центра «Сонин» |
освещение мероприятий фестиваля |
Будаева У-С.Ш., Базарханова С.С. |
Бадмаева Дари 11 кл. |
10. |
репортаж |
РИК «Буряад ФМ» |
репортаж о событиях дня |
Цыренова Г.Р. |