
Маркировка внедряется постепенно, начато внедрение в 2017 году и в дальнейшем должна охватить все категории продовольственных и непродовольственных товаров. В настоящее время требование распространяется на молочную продукцию, упакованную воду, одежду (в том числе из меха и кожи), обувь, парфюмерную продукцию, табачные изделия, лекарства, фотоаппараты, автопокрышки и шины. В рамках эксперимента к этим товарам добавили пиво и пивные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), антисептики, велосипеды и кресла-коляски.
Каждый товар проходит несколько этапов маркировки:
- уполномоченный государством оператор Центр развития перспективных технологий присваивает каждому товару уникальный код (Data Matrix или другой тип маркировки), чтобы производитель или импортер разместил его на упаковке товара;
- производитель (импортер) наносит цифровой код на товар и вносит эти единицы товара в базу данных;
- в магазине сканируют код товара и размещают его на полке;
- товар продали на кассе - в системе «код вышел из оборота»;
Таким образом, система маркировки фиксирует переход товара по всей логистической цепи, включая проверку кода в магазине при размещении товара на полке, что исключает возможность допуска в продажу подделки.
Несомненное удобство для потребителей от «Честного знака» это возможность самостоятельной проверки истории каждого продукта и товара. Всё что нужно - это скачать приложение и отсканировать код. В случае если с товаром что-то не так, в карточке будет отражен красный статус сканирования. Даже в случае положительного результата, зеленого статуса, стоит сверить описание, и в случае несовпадения рекомендуется сообщить о нарушении. Все сообщения о нарушениях, отправленные в приложении, направляются в контрольно-надзорные органы.
Роспотребнадзор наделен полномочиями по контролю за соблюдением продавцами и владельцами агрегаторов обязательных требований к маркировке товаров. В случае выявления отсутствии маркировки, к предпринимателям применяются меры профилактического характера, а при повторном обнаружении аналогичных отклонений - подаётся иск в суд в защиту неопределённого круга потребителей.
Также, несмотря на запрет на проведение основной части контрольно-надзорных мероприятий, Роспотребнадзором могут быть проведены проверки в отношении предпринимателей по вопросам соблюдения требований к маркировке товаров средствами идентификации и передаче информации в государственную информационную систему «Честный знак», в случае выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований
Можно ли обменять подарочный сертификат на деньги?
Подарочный сертификат или карта не являются товаром, а представляет собой аванс будущей оплаты товара, работы или услуги. В статье 421 Гражданского кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключение договора, в связи с этим потребитель имеет право отказаться от покупки, а также потребовать возврата уплаченного аванса.
Поэтому, если получателю сертификата не удалось им воспользоваться, например, нужного товара не оказалось в магазине, он вправе вернуть сертификат в магазин, а взамен получить денежные средства в сумме, равной его номиналу.
Также, если потребителем был приобретен товар на сумму меньшую той, что составляет номинал сертификата, потребитель может потребовать выдать ему остаток.
Для этого необходимо направить в адрес магазина письменную претензию с требованием вернуть все денежные средства, потраченные на сертификат, или часть суммы, которая осталась после покупки товара (услуги).
В соответствии со статьей 23.1 Закона РФ О защите прав потребителей номинал сертификата или остаток не потраченной суммы должен быть возвращен в течение 10 календарных дней после написания заявления. При этом отсутствие чека, подтверждающего факт приобретения подарочного сертификата, по закону не является основанием для отказа в возврате денег. В случае отказа потребитель может обратиться в магазин с письменной претензией, а затем в суд с требованием о возврате денежных средств или суммы, которая осталась после покупки товара (услуги).
При возникновении вопросов по защите прав потребителей при покупке товаров можно обрати ться по телефонам:
Единого Консультационного Центра Роснотребнадзора
- 8 800 555 49 43 (круглосуточно, звонок бесплатный);
Консультационного пункта для потребителей (в рабочее время):
- в Заиграевском районе (Заиграевский, Кижингинский районы) 8 (301)3 6(4-26-55), E-mail: zaigraevo@fbuz03.ru.
Можно ли обменять подарочный сертификат на деньги?
Подарочный сертификат или карта не являются товаром, а представляет собой аванс будущей оплаты товара, работы или услуги. В статье 421 Гражданского кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключение договора, в связи с этим потребитель имеет право отказаться от покупки, а также потребовать возврата уплаченного аванса.
Поэтому, если получателю сертификата не удалось им воспользоваться, например, нужного товара не оказалось в магазине, он вправе вернуть сертификат в магазин, а взамен получить денежные средства в сумме, равной его номиналу.
Также, если потребителем был приобретен товар на сумму меньшую той, что составляет номинал сертификата, потребитель может потребовать выдать ему остаток.
Для этого необходимо направить в адрес магазина письменную претензию с требованием вернуть все денежные средства, потраченные на сертификат, или часть суммы, которая осталась после покупки товара (услуги).
В соответствии со статьей 23.1 Закона РФ О защите прав потребителей номинал сертификата или остаток не потраченной суммы должен быть возвращен в течение 10 календарных дней после написания заявления. При этом отсутствие чека, подтверждающего факт приобретения подарочного сертификата, по закону не является основанием для отказа в возврате денег. В случае отказа потребитель может обратиться в магазин с письменной претензией, а затем в суд с требованием о возврате денежных средств или суммы, которая осталась после покупки товара (услуги).