
Защита прав потребителей
Распространенной является ситуация, когда продавец, чтобы избежать ответственности по законодательству, всячески усложняет жизнь потребителю, при этом стараясь заработать больше денег на отсутствии возвратов некачественного товара. Одной из таких распространенных схем является попытка вывести сервисный центр из юридического контура конкретного продавца. То есть, говоря по-русски, продавец регистрирует сервисный центр как отдельное юридическое лицо, а при попытке потребителя обратиться за ремонтом к продавцу, не принимает товар на ремонт, а рекомендует обращаться в указанный сервисный центр.
При этом продавец сопровождает свои действия предложением заключить договор, например, на дополнительную гарантию и так далее. А необходимость обращаться в отдельный сервисный центр обосновывает тем, что «именно там и проводят ремонт, а мы здесь просто продаем».
Насколько законно поступает в данном случае продавец?
Формально законно, хотя в данном случае можно увидеть признаки поведения, характерного для мошенничества, так продавец:
предлагает совершить какую-либо сделку на условиях, которые значительно выгоднее обычных;
заставляет жертву совершать какие-либо действия в спешке.
Однако, как мы указали выше, формально нарушения нет, тем самым «выгодная сделка» заканчивается для потребителя следующим:
потребитель не может ссылаться на возврат товара продавцу, так как формально обращается к другому юридическому лицу;
потребитель не может ссылаться на нарушение сроков ремонта, обмена и так далее, так как формально он обратился за данными действиями в совершенно другую компанию;
потребитель не вправе предъявлять претензии по качеству товара, так как всё качество работ регулируется исключительно отдельным договором, заключаемым между таким сервисным центром и ним, при этом данные осуществляемые ремонты никакого отношения к продавцу формально не имеют;
сам продавец получает возможность ссылаться на формальное нарушение гарантии, так как потребитель якобы во время гарантии обращался не к нему, а в совершенно «незнакомую» ему организацию.
Что же Вы на самом деле можете сделать?
Сдавайте товар на ремонт и на обмен конкретно продавцу. Не обращайте внимания на попытки продавца отправить Вас в такой «сервисный центр». Закон о защите прав потребителей дает Вам право сдать товар Продавцу, и он не имеет права отказать Вам в том, чтобы его принять.
Как обеспечить ремонт товара – проблема продавца, а не Ваша. Более того, не ограничиваясь такой предварительной защитой, можем сказать, что в судебном порядке попытки прикрыться такими «независимыми» сервисными центрами, не всегда реализуются безнаказанно. Есть прецеденты, по которым такие организации признавали связанными с продавцом, что влекло возврат потребителю уплаченных за товар денег.